ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-900/18 от 23.03.2018 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Соломиной Л.А., при секретаре Савельевой Г.Е., с участием заместителя прокурора Курманаевского района Брылева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курманаевского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области о понуждении принять меры по регистрации права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курманаевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области о понуждении принять меры по регистрации права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры. В обоснование своих требований указал, что ими проведена проверка исполнения гражданского законодательства и Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что на территории МО Курманаевский сельсовет имеются 4 объекта тепло и водоснабжения, которые не поставлены на кадастровый учет и не оформлены в муниципальную собственность. Поскольку вышеуказанные объекты недвижимости являются бесхозяйными и расположены на территории администрации МО Курманаевский сельсовет, это влечет за собой обязанность органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Просит суд с учетом последующего изменения исковых требований обязать администрацию муниципального образования Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и оформить в муниципальную собственность водозабор (скважину ) по <адрес> и водозаборы по <адрес>.

В ходе судебного заседания представитель истца заместитель прокурора Брылев А.А. поддержал исковые требования, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МО Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Курманаевского района Оренбургской области проведена проверка исполнения гражданского законодательства и Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе проверки установлено, что на территории МО Курманаевский сельсовет имеются 4 объекта тепло и водоснабжения, которые не поставлены на кадастровый учет и не оформлены в муниципальную собственность.

Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из абзаца 3 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 2, 4, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. N 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В силу пункта 2 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Согласно пункту 4 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Согласно п. 4 ст. 5 Устава муниципального образования Курманаевский сельсовет к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Поскольку 4 объекта теплоснабжения и водоснабжения являются бесхозяйными и расположены на территории администрации МО Курманаевский сельсовет, это влечет за собой обязанность органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. При таких обстоятельствах, заявление прокурора Курманаевского района Оренбургской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Курманаевского района Оренбургской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и оформить в муниципальную собственность водозабор (скважину ) по <адрес> и водозаборы по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Соломина

Решение вынесено в окончательной форме 28.03.2018г.

Подлинник решения находится в материалах дела №2(1)-900/2018г. в производстве Бузулукского районного суда